15 декабря 2018 г.

Новые статьи:

Государство
Дмитрий Волков
Вступление в Имперскость
Общество
Дмитрий Волков
Смертный выбор
Семья
Екатерина Терешко
Формы устройства ребёнка в семью
Общество
Вадим Колесниченко
Концепция тотальной украинизации. Анализ
Общество
Александр Каревин
Житие «святого» Иуды
Религия
Виктор ХАЛИН
Плавание по волнам сектантского богословия, или Почему я ушел от протестантов
Религия
Протоиерей Николай СТЕЛЛЕЦКИЙ
Общественная нравственность
Государство
Федор СЕЛЕЗНЕВ
Царская забота: государство и промышленность в самодержавной России
 
 
 

Статьи: Классика

Михаил Смолин
Борис Башилов

Борис Башилов (1908, г. Златоуст Челябинской области — 02.01.1970, Буэнос-Айрес, Аргентина) — русский эмигрантский политический публицист и исторический писатель.

Именно ему принадлежит знаменитый лозунг вынесенный на первую страницу старейшей русской зарубежной монархической газеты «Наша страна» — «После падения большевизма только Царь спасет Россию от нового партийного рабства», выразивший главную надежду национальной эмиграции.

Борис Башилов не был эмигрантом первой волны, его творчество началось еще в Советском Союзе. Печататься он начал с 1924 года и к началу 30-х годов был уже автором трех книг «17 000 000 собачьих шагов. Книга об агитпробеге от Свердловска до Москвы», «Льды и люди», «Флейта бодрости». Но дальнейшие его произведения, ссылаясь на якобы отсутствие бумаги, советский Госиздат печатать отказывался. Лишь через десять лет ему удалось опубликовать свою следующую книгу.

Жизнь Бориса Башилова круто изменилась во время Второй мировой войны. Он встал на борьбу с большевизмом, в ряды бригады Каминского; после войны остался в Мюнхене, живя под фамилией Тамарцев. Здесь им были написаны несколько исторических повестей: «В моря и земли неведомые» — о поиске русскими мореплавателями земли Жуана де Гама в Тихом океане, «Юность Колумба российского» — о главе Российско-Американской компании и «Необычайная жизнь и приключения Аристарха Орлова» — фантазия о чукотском короле в Китае.

Русский писатель Борис Зайцев о его прозе писал следующее: «У Вас есть свой мир, своя любовь, пишите Вы хорошо и умеете рассказать о том, что сердцу близко. Дарование несомненное и очень русское. Вы, конечно, русак насквозь, это сразу видно…»

После войны он был членом НТС и секретарем издательства «Посев», но в 1948 году порывает с этой организацией и переселяется из Германии в Аргентину и начинает сотрудничать в газете «Наша страна» издаваемой И.Л. Солоневичем.

Начиная с 50-х годов писательская деятельность Бориса Башилова связана с русскими аргентинскими издательствами, в которых печатались его историко-политологические этюды: «Пламя в снегах: мифы о русской душе и русском характере» (1950), «Записки сбежавшего от «ненастоящего» социализма» (1951), «Миф о русском «сверхимпериализме»», «Незаслуженная слава (Мысли внутреннего эмигранта об антинациональной роли интеллигенции)», «Правые и левые, близкие и дальние (Идейные основания правого и левого мировоззрения)», «Унтерменш, морлоки или русские (Наблюдения внутреннего эмигранта)» и другие. Но главным сочинением Бориса Башилова стала девятитомная «История русского масонства», печатавшаяся в 1950–60-х годах и переизданная на Родине в 1992–1995 годах.

Борис Башилов был близок к Ивану Солоневичу, к его историческим воззрениям и его историческому пафосу о величии России и о скудости либеральных исторических сочинений. Поэтому понятно, что Борис Башилов активно участвовал в газете Ивана Солоневича «Наша страна» и свои книги печатал в его книгоиздательстве. Так, книга «Пламя в снегах», задуманная как первая из трилогии, посвященной Московской Руси, похожа по построению и стилю написания на книгу Ивана Солоневича «Народная Монархия». По всей видимости, он испытал на себе сильное влияние политического ума и боевой публицистики Ивана Солоневича…

Политическое сознание — предмет, относящийся к области ведения образованных людей. Область эта очень сложная и конфликтная. И, пожалуй, нет в мире более бессознательного и внутренне разделенного слоя, чем русский, — бессознательного не в смысле невнимания к политическим вопросам, а в смысле крайне малой осознанности своего политического выбора.

У каждого человека, относящего себя к образованному классу, есть своя Россия, свое восприятие политических идеалов Родины. Это политическое разъединение русского образованного слоя стало трагической катастрофой XX столетия. Нация перестала самоидентифицироваться как единомышленное сообщество, как психологическое и политическое братство.

Преодолеть подобное разделение можно, лишь выяснив политические идеалы, исторически сформировавшие лицо нации и русскую государственность. Эмиграция, многое пережившая и передумавшая после революции, уделила весьма много внимания этой работе. Работе, в которой Борис Башилов был одним из самых активных участников.

Он сотрудничает в таких изданиях как «Знамя России», «Жар-Птица», «Владимирский вестник». Создает свое издательство «Русь». В 1950-е годы активно участвует в работе Российского Имперского Союза-Ордена (Начальник Н.И. Сахновский). Издает альманах «Былое и грядущее» (вышло десять номеров).

Похоронен Борис Башилов на кладбище Сан-Мартино.

Соч.: Пламя в снегах: мифы о русской душе и русском характере. Буэнос-Айрес, 1950; Записки сбежавшего от «ненастоящего» социализма. Буэнос-Айрес, 1951; Миф о русском «сверхимпериализме». Буэнос-Айрес, б.г.; Незаслуженная слава (Мысли внутреннего эмигранта об антинациональной роли интеллигенции). Буэнос-Айрес; Правые и левые, близкие и дальние (Идейные основания правого и левого мировоззрения). Буэнос-Айрес; Унтерменш, морлоки или русские (Наблюдения внутреннего эмигранта). Буэнос-Айрес, 1953; История русского масонства.

(23 февраля 2007 г.)


Прокомментировать статью

Имя:
E-mail:
Комментарий:
Введите текст, который Вы видите на картинке:
защита от роботов